В соответствии с решением Правительства РФ и Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ, с 1 января 2016 года изменяется система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Российской Федерации.

Данные изменения предполагают также ликвидацию всех полузаконных, несанкционированных и не отвечающих стандартам экологической безопасности мест захоронения ТБО, в том числе и действующих полигонов захоронения ТБО не соответствующих требованиям СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

По состоянию на 1 января 2013 г., в Саратовской области насчитывалось 22 лицензированных полигона, 391 санкционированная свалка, 245 несанкционированных свалок. При этом ни один полигон захоронения ТБО не имел надлежащей геодренажной защиты и не гарантировал отсутствие загрязнения почвы и грунтовых вод фильтратами отходов. По состоянию на 1 января 2013 г,  было возбуждено 92 дела об административных правонарушениях в части захоронения ТБО, окружающей среде был нанесен ущерб на 133 миллиона рублей, на должностных лиц наложили двести тысяч рублей штрафов.

Площадь земель, которую занимают свалки и полигоны составляет 1,83 тысячи гектар. При этом, по подсчетам экологов, ежегодный прирост площадей свалок составлял не менее 40 гектар. Более 70% несанкционированных свалок расположены на землях населенных пунктов, 25% - землях сельскохозяйственного назначения. Общий объем захороненных в регионе отходов составляет 23,13 миллиона тонн при ежегодном приросте ТБО населения в 900 тысяч тонн.

Решение о появлении новой коммунальной услуги по утилизации и захоронению ТКО было принято Правительством РФ в 2011 г. В соответствии с задачами, поставленными Правительством РФ, необходимо:

• С 1 января 2016 г. перевести утилизацию и захоронение ТКО из категории жилищной услуги в коммунальную услугу

• Проводить государственное регулирование тарифов на новую коммунальную услугу

• Создать в каждом регионе уполномоченный орган – регионального оператора по обращению с ТКО

Региональные власти обязаны организовать строительство современной и отвечающей всем экологическим и фитосанитарным нормам инфраструктуры по сбору, утилизации и захоронению ТКО. Но задача по созданию такой инфраструктуры решением Правительства РФ возложена на муниципальные власти, поскольку ответственность за утилизацию и захоронение ТКО, в том числе и бытового мусора, производимого населением, несут мусорообразователи.

С целью реализации государственной задачи по созданию системы безопасного захоронения ТКО, Правительство Саратовской области подготовило концессионный конкурс и 29 января 2013 года заключило концессионное соглашение с победителем конкурса ЗАО «Управление отходами», по которому компания за свои средства обязалась построить два межмуниципальных высокотехнологичных и экологически безопасных полигона по захоронению ТКО (в Энгельсе и Балаково), сеть мусороперегрузочных станций во всех левобережных районах Саратовской области и два мусороперерабатывающих комплекса. Внешний инвестор за счет своих средств должен создать современную и надежную коммунальную инфраструктуру с гарантированным сроком эксплуатации не менее 25 лет и передать ее в собственность Саратовской области. При этом Правительство области в лице Комитета по регулированию тарифов Саратовской области устанавливает долгосрочный тариф на утилизацию и захоронение ТКО, защищая население области от несправедливого и экономически не обусловленного роста тарифа.

Первый межмуниципальный полигон и мусороперерабатывающий комплекс был открыт в Энгельсе в марте 2015 года. В феврале 2015 года Комитетом по регулированию тарифов Саратовской области был утвержден долгосрочный тариф на утилизацию и захоронение ТКО до 31 декабря 2018 года включительно. Тариф распространен на Энгельс и 11 районов Левобережья Саратовской области. Населению в зоне действия концессии было предварительно разъяснено о причинах роста тарифа и его предельных размерах. Массового либо организованного недовольства населения зафиксировано не было.

Балаковский муниципальный полигон захоронения ТБО заложен более 40 лет назад и не отвечал нормам экологической безопасности. Отходы разлагались на открытом воздухе, фильтрат попадал в грунтовые воды. Кроме того, полигон был заполнен на 85%, и дальнейшая его эксплуатация без штрафных санкций была невозможна. Администрация БМР предложила не консервировать существующий муниципальный полигон (стоимость консервации составляла 97 млн руб в ценах 2013 г.), а передать его организации-концессионеру вместо выделения свободного от обременений земельного участка под новый полигон захоронения ТБО, как это было предусмотрено областной концессией. Поэтому администрацией БМР был подготовлен муниципальный концессионный конкурс и 25 октября 2013 года с победителем данного конкурса ЗАО «Управление отходами» г.Саратов было заключено муниципальное концессионное соглашение на реконструкцию и эксплуатацию существующего полигона в течении 25 лет.

В настоящее время ЗАО «Управление отходами», выигравшая концессионный конкурс, полностью выполнила свои обязательства пред Балаковским районом. Полигон ТБО полностью реконструирован, соответствует всем самым жестким экологическим стандартам и прошел все необходимые экспертизы. В соответствии с условиями концессионного соглашения, мощность реконструированного полигона превышает 300 тыс тонн в год, что позволяет не только осваивать весь объем ТКО, производимый мусорообразователями в настоящее время, но и осуществлять планомерную переработку и перезахоронение всего объема мусора, накопившегося за время работы старого городского полигона. Кроме того, закончен проект мусороперерабатывающего комплекса, который будет введен в эксплуатацию не позднее сентября 2016 г.

Эти действия позволяют решить проблему экологически безопасной переработки и утилизации бытового мусора в Балаково минимум на 25 лет. При этом применяемые технологии, увеличенная мощность нового полигона и фактическая рекультивация существующего муниципального полигона ТБО позволяют предположить, что фактический срок эксплуатации инфраструктуры по сбору, утилизации и захоронению ТКО в БМР может превысить 70 лет.

По условиям концессионного соглашения, заключенного 25 октября 2013 года, после завершения работ по реконструкции полигона ТКО  и ввода его в эксплуатацию в расчете тарифа учитываются расходы по эксплуатации полигона ТБО, расходы по обслуживанию займов, а также сумма возврата инвестиций, рассчитанная с учетом срока возврата 7 лет. После возврата инвестиций тариф пересматривается в сторону уменьшения.

Срок возврата инвестиций в течение 7 лет предусмотрен исходя из требований фактического инвестора, которым являются негосударственные пенсионные фонды. Инвестиции, осуществляемые НПФ, жестко нормируются государственным регулятором, который позволяет инвестировать средства только в три вида коммунальных инфраструктурных проектов (создание систем утилизации и захоронения ТКО, реконструкция систем водоснабжения и водоотведения, строительство дорог) и только на условиях концессии. При этом все построенные объекты должны в обязательном порядке передаваться в собственность региона (муниципалитета).

По состоянию на 2015 год на территории Балаковского муниципального района тариф на утилизацию (захоронение) ТБО был установлен в размере 38,21 руб./м3. Услуги на утилизацию (захоронение) ТБО входят в состав услуги по сбору и вывозу ТБО. В настоящее время стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО составляет:

- для МКД 1,92 руб. с 1 кв. м. (0,23 руб. утилизация)

- для частного сектора 50 руб. с человека (6,50 руб. утилизация).

По предварительным расчетам Комитета по регулированию тарифов Саратовской области, экономически обоснованный тариф на услугу по утилизации (захоронению) ТБО на территории Балаковского района в рамках муниципальной концессии должен был составлять 380,19 руб./м3 (с учетом НДС) без учета расходов эксплуатирующей организации на рекультивацию и перезахоронение накопленного массива ТБО на старом полигоне. Для ЗАО «Управление отходами», осуществляющему деятельность на территории Саратовской области (г. Энгельс и 16 районов левобережной части) на 2016 год установлен тариф в размере 365,10 руб. /м3.

По настоянию администрации БМР, Комитет по регулированию тарифов Саратовской области выдал единый тариф для ЗАО «Управление отходами» на услугу по утилизации (захоронению) ТБО на территории всей Саратовской области, и Балаковского района включительно, в размере 365,10 руб. /м3 (с учетом НДС), то есть, на 4,6% ниже экономически обоснованного. Таким образом, стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО составит:

- для МКД 3,89 руб. с 1 кв. метра жилой площади (утилизация  2,20 руб.)

- для частного сектора 105,60 руб. с человека (утилизация 62,10 руб).

В связи с появлением новой услуги тариф на утилизацию ТБО увеличивается на 1,97 руб с квадратного метра жилой площади в многоквартирных домах и на 55,6 руб с человека в частном секторе.

Следует отметить, что ЗАО «Управление отходами» в настоящее время активно развивает свою филиальную сеть, поскольку регионам выгодно построение коммунальной инфраструктуры по утилизации и захоронению ТКО за счет средств НПФ. Данный инвестор осуществляет вложение средств пайщиков под минимальную на рынке заемных средств маржу под контролем государственного регулятора и на условиях государственных гарантий возврата инвестиций. Все построенные объекты и необходимая техника в обязательном порядке передаются в государственную либо муниципальную собственность. Поэтому экономически обоснованный тариф на услуги по утилизации и захоронению ТКО, получаемый филиалами ЗАО «Управление отходами» в регионах присутствия, является ниже, чем у других компаний, осуществляющих привлечение заемных средств кредитных организаций. В настоящее время тарифы на услуги по утилизации и захоронению ТКО филиалов ЗАО «Управление отходами» в регионах присутствия составляют:

Регион
Год начала эксплуатации
Тариф (руб на м3)
Нижегородская область
2011
299,5
Саратовская область
2015 (март)
365,1
Республика Чувашия
2015 (ноябрь)
425,6

Пресс-служба администрации БМР